Дистанционная олимпиада по истории России в 6 классе

Дистанционная олимпиада проходила в мае 2016 года, в ней приняло участие 2533 учеников с разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья, и 84 из них стали финалистами.

Эта олимпиадные задания предлагаются учителям истории России и родителям школьников. Они могут быть использованы на уроках по истории России для 6 класса и во внеурочной деятельности.

Эти задания помогают проверить не только знания учебного материала, но и актуализировать знания и повысить познавательный интерес к предмету. Работа содержит таблицу правильных ответов и критерии оценивания.

1. Как называлась древнейшая русская летопись?

  • А) Повесть о житие Александра Невского
  • Б) Слово о полку Игореве
  • В) Повесть временных лет
  • Г) Слово о погибели Русской земли

2. Каков был результат заключения унии между Литвой и Польшей?

  • А) ухудшилось положение православного населения
  • Б) возрос поток переселенцев из Северо-Восточной Руси в Литву
  • В) ослабла обороноспособность Литвы и Польши
  • Г) ухудшились отношения между Литвой и Русью

3. В 957 году произошло следующее событие:

  • А) Принятие крещения княгиней Ольгой
  • Б) Поход Олега на Киев
  • В) Крещение Владимиром Руси
  • Г) Смерть князя Святослава

4. Деятельность князя Владимира была направлена на:

  • А) укрепление княжеской власти
  • Б) запрещение контактов с Византией
  • В) уравнивание в правах язычников и христиан
  • Г) ведение походов против Хазарского каганата

5. В каких годах были заключены первые известные международные договоры Руси с Византией?

  • А) 905 г.
  • Б) 907 г.
  • В) 911 г.
  • Г) 913 г.

6. Как называлась первая столица Золотой Орды?

  • А) Дом
  • Б) Сарай
  • В) Бахча
  • Г) Салон

7. О чем свидетельствует создание на Руси купольных храмов?

  • А) о влиянии Византии
  • Б) об отсутствии строительного камня
  • В) о преобладании языческих традиций
  • Г) об отсутствии мастерства у древнерусских зодчих

8. Из какого произведения русской литературы XVI века взят данный отрывок?

«…Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; того, кто бьет отца и мать, - пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо написано: "Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит". Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневают отца или досадят матери. Кажется он себе праведным перед Богом, но он хуже язычника, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: "Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней". Он назвал нечестивыми тех, кто бесчестит родителей своих и еще насмехается над отцом и укоряет старость матери, пусть же склюют их вороны и сожрут орлы! Честь же воздающим отцу и матери и повинующимся им в Боге, станут они во всем утешением родителей, и в день печали избавит их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое; утешающий мать свою волю Божью творит и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас. Не говори много: "Оказал им добро одеждой и пищей и всем необходимым", - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь их породить и заботиться так, как они о тебе; вот почему со страхом служи им раболепно, тогда и сами от Бога примете дар и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди его…»

  • А) Домострой
  • Б) Житие
  • В) Слово о некоем старце
  • Г) Повесть о Карпе Сутулове

9. Как звали бога-покровителя домашнего скота на Руси?

  • А) Перун
  • Б) Позвизд
  • В) Велес
  • Г) Стрибог

10. Причиной заключения союза между Литвой и Польшей было стремление совместными усилиями:

  • А) сбросить монголо-татарское иго
  • Б) захватить Причерноморье
  • В) остановить распространение католицизма
  • Г) отразить нападение Тевтонского ордена

11. К деятельности революционных народников относится

  • А) Организация рабочих профсоюзов
  • Б) Создание политической партии РСДРП
  • В) Организация террористических актов против императора и высших государственных чиновников
  • Г) Подготовка и осуществление государственного переворота

12. О чем свидетельствовало большое количество берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде?

  • А) о развитии ремесла
  • Б) об отсутствии книг
  • В) об образованности населения
  • Г) об обилии леса в Новгородской земле

13. О какой археологической культуре говориться в тексте ниже?
Энеолитическая археологическая культура. Является примером археологической культуры земледельцев, которые оставили остатки больших поселений 4-3-го тыс. до н. э. в среднем течении Днепра и Буга. Для этой культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками. Эти жилища строились концентрическими кругами вокруг центральной площади, на которой могло собираться все племя. В отдельных загонах люди держали домашний скот: быков и коров, коз и свиней. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.
Все находки говорят о том, что у людей было достаточно свободного времени, чтобы заботиться о красоте вещей. В поселениях найдено множество фигурок богини плодородия — женщины-матери.
Главным отличительным признаком этой культуры является тончайшая керамика, украшенная нарезным орнаментом и расписанная красками.

  • А) Индоевропейская культура
  • Б) Сунгирь
  • В) Трипольская культура
  • Г) Кударо

14. В каком году произошло крещение Руси?

  • А) 987
  • Б) 988
  • В) 989
  • Г) 990

15. Как назывался глава Новгородской Республики, выбираемый из знатного боярского рода во время вече?

  • А) Тысяцкий
  • Б) Князь
  • В) Посадник
  • Г) Архиепископ

Дистанционная олимпиада по истории России (6 класс) - ответы

Номер заданияПравильный ответ
1 В
2 А
3 А
4 А
5 БВ
6 Б
7 А
8 А
9 В
10 Г
11 В
12 В
13 В
14 Б
15 В