Олимпиада для школьников по русскому языку в 10 классе

Олимпиада для школьников проходила в сентябре 2016 года, в ней приняло участие 13255 учащихся с разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья, и 170 из них стали финалистами.

Эта олимпиадные задания предлагаются учителям русского языка и родителям учащихся. Они могут быть использованы на уроках по русскому языку для 10 класса и во внеурочной деятельности.

Тесты помогают проверить не только знания планового материала, но и повторить знания и повысить познавательный интерес к предмету. Работа содержит ответы и критерии оценивания.

1. Выберите предложение без ошибок:

  • А) Прочитав вторично рукопись, автору она не понравилась.
  • Б) Мне все достается потом и градом.
  • В) Работы здесь хоть пруд пруди.
  • Г) Уезжая из родного города, я загрустил.

2. Прочитайте текст. О каком языке идет речь?
Этот язык был прародителем трех близкородственных славянских языков – русского, украинского, белорусского.  Древнейшие памятники письменности (…) языка датируются срединой ХІ века – это рукописные книги, берестяные грамоты, надписи на камнях. (…) язык – это язык древних русичей. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя  ІХ века Константина (Кирилла) Философа. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Русь вместе с христианством были принесены церковные книги на славянском  языке – Евангелие, Апостол, Псалтирь, проповеди и поучения учителей церкви.

  • А) старославянский язык
  • Б) древнерусский язык
  • В) церковнославянский язык
  • Г) старорусский язык

3. Признаком текста НЕ является…

  • А) наличие внутренней структуры, определенного строения
  • Б) связность
  • В) широкая и общая предназначенность
  • Г) в основе текста лежит подчинительная связь

4. Определите пару слов, имеющую одинаковое окончание:

  • А) Столовая – стая
  • Б) Лекторий – лисий
  • В) Рыбачий – рабочий
  • Г) Портной – герой

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  • А) Самым «кровожадным хищником» считается автомобиль, превзошедший по количеству человеческих жертв всех тигров, акул и гадюк вместе взятых.
  • Б) Овладев эллинским миром, римляне не стали подавлять его культуру, а во многом восприняли её.
  • В) Старые северные города России расположились среди лесов на берегах судоходных рек, нередко у места впадения их в озеро или море.
  • Г) Набоков писал о «Шинели», что «подайте мне читателя с творческим воображением — это повесть для него».

6. Соотнесите термины и их примеры: 
Хрононимы

  • А) Шоссе Энтузиастов
  • Б) Восьмое марта
  • В) Шаньга 
  • Г) Москва

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • А) самый умнейший
  • Б) тремястами пятьюдесятью рублями
  • В) пятеро щенков
  • Г) лягте на диван

8. Отметьте слово, в котором НЕ ПИШЕТСЯ удвоенная согласная:

  • А) пье(с, сс)а А. П. Чехова
  • Б) и(л, лл)юстрированная книга
  • В) иску(с,сс)твенный материал
  • Г) высокий инте(л, лл)ект

9. Укажите в каком ряду ко всем словам применимо следующее правило: «В корнях с чередующимися гласными И – Е буква И пишется только тогда, когда после корня следует суффикс А»:

  • А) обж…гать, з…гзаг, ж…лет
  • Б) ч…татель, ун…вермаг, г…потеза
  • В) разб…рать, ф…олетовый, опт…мистический
  • Г) вым…рать, вып…рать, изб…ратели

10. Выберите верное утверждение:

  • А) Абзац равен сложному синтаксическому целому
  • Б) Абзац состоит из двух и более синтаксических целых
  • В) Границы абзаца и сложного синтаксического целого не совпадают
  • Г) Все варианты верны

11. Найдите слово, в котором согласный перед «е» произносится твердо:

  • А) прессинг
  • Б) шинель
  • В) детерминизм
  • Г) музей

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  • А) Те люди, кто хоть раз в жизни видел деревянные церкви Кижей, уже никогда не смогут забыть этого потрясающего зрелища.
  • Б) В нашем селе целебными свойствами не только обладает вода из артезианской скважины, но и из обычного колодца.
  • В) Благодаря многолетнему опыту компания приобрела те возможности, которые позволяют максимально соответствовать требованиям клиентов.
  • Г) В «Преступлении и наказании» органично связаны между собой философские диспуты, пророческие сны и исповеди героев.

13. Соедините иностранные фразеологизмы с их значениями:
Альма Матер

  • А) Такова жизнь
  • Б) Обрати внимание
  • В) Мать-кормилица
  • Г) На войне, как на войне

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • А) (В)ТЕЧЕНИЕ двух последних недель идет снег, (НЕ)(СМОТРЯ) на то, что календарная весна уже наступила.
  • Б) Он мечтал, ЧТО(БЫ) его пригласили на торжество, но не догадывался, ЧТО(БЫ) юбиляр хотел получить в подарок.
  • В) Мы (ПО)ПРЕЖНЕМУ не понимаем, что она имеет (В)ВИДУ.
  • Г) Мне грустно (ОТ)ТОГО, что отличнику Звездочетову все дается само собой: на подготовку физики, а ТАК(ЖЕ) математики он тратит не более двух часов в день.

15. Дополните предложение:
Дрейфуя уже более месяца в открытом море,

  • А) среди матросов начались волнения.
  • Б) исследователям морского дна улыбнулась удача.
  • В) морякам наконец удалось отправить радиограмму.
  • Г) команда не утратила оптимизма.

16. В строках В. А. Гиляровского: «В России две напасти: Внизу — власть тьмы, / А наверху — тьма власти» используется риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. Как она называется?  

  • А) Эмфаза
  • Б) Оксюморон
  • В) Аллюзия
  • Г) Хиазм

17. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» допускает использование в русском языке как государственном:

  • А) иностранные слова при наличии общеупотребительных аналогов
  • Б) просторечные выражения
  • В) пренебрежительные выражения
  • Г) нет правильного ответа

18. Отметьте слово, в котором пишется буква И: 

  • А) сердито ц..кнуть
  • Б) из..скать средства
  • В) знать пред..сторию
  • Г) сверх..нтересная статья

19. Отметьте слово, в котором НЕ ПИШЕТСЯ удвоенная согласная:

  • А) пье(с, сс)а А. П. Чехова
  • Б) и(л, лл)юстрированная книга
  • В) иску(с,сс)твенный материал
  • Г) высокий инте(л, лл)ек

20. В связи с расселением славянских племен сформировались три группы славянских языков. Какой группы не существовало?

  • А) восточнославянской
  • Б) западнославянской
  • В) севернославянской
  • Г) южнославянской

Олимпиада для школьников по русскому языку (10 класс) - ответы

Номер заданияПравильный ответ
1 Г
2 Б
3 Г
4 В
5 Г
6 Б
7 А
8 А
9 Г
10 В
11 БВ
12 Б
13 В
14 Г
15 Г
16 Г
17 Г
18 Г
19 А
20 В