Олимпиада для школьников русский язык 9 класс

Олимпиада для школьников проходила в мае 2016 года, в ней приняло участие 4812 школьников с разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья, и 68 из них стали финалистами.

Эта олимпиадные задания предлагаются учителям русского языка и родителям учащихся. Они могут быть использованы на уроках по русскому языку для 9 класса и во внеурочной деятельности.

Представленный комплект вопросов помогают проверить не только знания учебного материала, но и систематизировать знания и повысить познавательный интерес к предмету. Работа содержит верные ответы и критерии оценивания.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить определением, выраженным причастным оборотом?

  • А) Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает стихотворение «Пророк», которое является вольным переложением 6-й главы Книги пророка Исайи.
  • Б) Между содержанием библейского текста и текста стихотворения есть значимая разница, которую отметили исследователи Пушкина.
  • В) Исайя призван в пророки по собственному добровольному согласию, которое он выразил в ответ на сетования Иеговы: «Кто пойдет к людям сим?»
  • Г) Преображение же пушкинского героя производится без его воли, в соответствии только с божественной необходимостью, на которую герой не может повлиять.

2. Отличительные черты рецензии – это:

  • А) анализ произведения
  • Б) общая оценка произведения
  • В) впечатления и раздумья автора
  • Г) все ответы верны

3. Укажите предложение с изъяснительным придаточным:

  • А) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
  • Б) Яхта изменила курс, так как попала в туман.
  • В) Этот слепой не так слеп, как это кажется.
  • Г) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении:
Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. 

  • А) 2
  • Б) 5
  • В) 3
  • Г) 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Создатели документального сериала «Голубая планета» (1) сделали новый фильм (2) невероятные по красоте пейзажи (3) которого (4) поражают воображение.

  • А) 1,4
  • Б) 2
  • В) 2,3
  • Г) 1,2,3,4

6. Определите вид придаточного предложения: «Любое успешное дело можно загубить, если делать его равнодушными руками»:

  • А) Цели
  • Б) Причины
  • В) Условные
  • Г) Времени

7. Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Спокоен я () со мной мои друзья.

  • А) Запятая
  • Б) Двоеточие
  • В) Тире

8. Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит?
В самом деле, великие наши наставники, такие как Мишле или Фюстель де Куланж, уже давно научили нас это понимать: предметом истории является человек. Скажем точнее — люди. Науке о разнообразном больше подходит не единственное число, благоприятное для абстракции, а множественное, являющееся грамматическим выражением относительности. За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча.

  • А) научный
  • Б) публицистический
  • В) официально-деловой
  • Г) художественный

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

  • А) Я считаю, что каждый человек имеет свою жизненную миссию, но не все эту миссию выполняют.
  • Б) Я считаю, что у человека должно быть одно правило в жизни.
  • В) Конечно, мы должны чувствовать ответственность за прошлое, которое мы никогда не должны забывать.
  • Г) Но мне кажется, что мы должны ещё быть ответственными и за наше будущее.

10. Какое значение имеет обстоятельство в предложении: У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин)?

  • А) места
  • Б) цели
  • В) образа действия
  • Г) степени

11. Текст – это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Что не является основным признаком текста?

  • А) завершённость
  • Б) связность
  • В) стилевое единство
  • Г) наличие прямой речи

12. Односоставные предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, делятся на две группы: 1. с одним главным членом – сказуемым и 2. с одним главным членом – подлежащим. Какие предложения относятся к первой группе?

  • А) определённо-личные
  • Б) неопределённо-личные
  • В) назывные
  • Г) обобщённо-личные

13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Дальше большим полукругом расположился на солнцепеке город: разноцветные дома то шли ровными рядами, сопутствуемые круглыми деревьями, то криво сползали по скатам, наступая на собственные тени.

  • А) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • Б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
  • В) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.
  • Г) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

14. Укажите предложение с придаточным места:

  • А) За всё, что человек берёт, он платит собой.
  • Б) Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
  • В) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.
  • Г) Известны случаи, когда легенду создаёт определённое лицо.

15. На какие две группы делятся подчинительные союзы?

  • А) соединительные, разделительные
  • Б) простые, составные
  • В) условные, безусловные
  • Г) причинные, следственные

16. Предложение, которое имеет в своем составе две и более грамматических основ, представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам интонации или пунктуации называется:

  • А) сложное
  • Б) предикативное
  • В) сложносочиненное
  • Г) сложноподчинённое

17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • А) Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей.
  • Б) Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.
  • В) Новый друг постоянно рассказывал ему о повадках зверей и птиц или учил стрельбе из лука.
  • Г) Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.

18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

  • А) Обойдя всех соперников, и, будучи уже у финишной черты, спортсмен неожиданно поскользнулся.
  • Б) Мало-помалу мне начинает сказаться, что обо мне тоже вспоминают.
  • В) Фелисата Герасимовна, вероятно, к нам больше не придет, чему, я очень рад.
  • Г) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

19. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Все в нем нравилось Арбузову: веселый характер, щедрость, утонченная деликатность, выдающаяся даже среди артистов, которые вне манежа — допускающего по традиции некоторую жестокость в обращении — отличаются обыкновенно джентльменской вежливостью.

  • А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами
  • Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поясняет содержание первой части
  • В) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части
  • Г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части

20. Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?

  • А) Все уже были дома к моему возвращению.
  • Б) Все уже были дома, и я вернулся.
  • В) Все уже были дома, когда я вернулся.

Олимпиада для школьников по русскому языку (9 класс) - ответы

Номер заданияПравильный ответ
1 Г
2 Г
3 Г
4 Б
5 Б
6 В
7 Б
8 Б
9 В
10 А
11 Г
12 В
13 В
14 Б
15 А
16 А
17 Г
18 В
19 А
20 В