Районная олимпиада 9 класс русский язык

Районная олимпиада проходила в марте 2015 года, в ней приняло участие 7955 участников с разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья, и 158 из них стали финалистами.

Данные материалы предлагаются учителям русского языка и родителям учеников. Они могут быть использованы на уроках по русскому языку для 9 класса и во внеурочной деятельности.

Вопросы помогают проверить не только знания программного материала, но и усвоить знания и повысить познавательный интерес к предмету. Работа содержит верные ответы и критерии оценивания.

1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным:

  • А) Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её.
  • Б) Забота ширится и становится всё более альтруистичной.
  • В) За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей.
  • Г) И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

2. Разновидностью прямой речи является диалог – разговор между двумя или несколькими лицами. Как называется высказывание каждого участника диалога?

  • А) монолог
  • Б) реплика
  • В) фраза
  • Г) слова автора

3. Какое из предложений не содержит ошибки?

  • А) Мне приходилось ночевать в стогах в октябре когда иний порывает траву на рассвете и я вырывал в сене глубокую нору.
  • Б) Цветущие, никогда не кошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, высокие стога, пахнущие сухим и тёплым сеном.
  • В) Он так же скромен, как картины Левитана, но в нём, как и в этих картинах, заключаеться вся прелесть и всё незаметное, на первый взгляд, разнообразие русской природы.
  • Г) Я ни мог полагать чтоб это существо сбежало по отвесу берега, однако ему некуда было деватся.

4. Определите вид придаточного предложения: «Я не пришел, так как плохо себя чувствовал».

  • А) Причины
  • Б) Цели
  • В) Условные
  • Г) Времени

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

  • А) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.
  • Б) Количество вещества определяется числом атомов или молекул этого вещества.
  • В) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались то стаей летящих птиц то острыми льдинками.
  • Г) Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена великому религиозному и нравственному деятелю Руси.

6. Какими бывают связи предложений в тексте?

  • А) Логическими
  • Б) Интуитивными
  • В) Параллельными
  • Г) Последовательными

7. Как называется письменный отзыв, содержащий критическую оценку произведения?

  • А) Рецензия
  • Б) Обзор
  • В) Сатира
  • Г) Комментарий

8. Чем выражено несогласованное определение в этом предложении: В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов)?

  • А) наречием
  • Б) цельным словосочетанием
  • В) именем существительным
  • Г) притяжательным местоимением

9. Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук:

  • А) инфинитИв
  • Б) жалюзИ
  • В) тахикардИя
  • Г) Ипохондрия

10. Обособление – это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. Выделяются следующие основные группы обособленных членов. Какая группа обособленных членов используется в этом предложении: Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть...(А. Чехов)?

  • А) со значением добавочного сообщения
  • Б) уточняющие и поясняющие
  • В) присоединительные
  • Г) со сравнительным оборотом

11. Какому из стилей речи присущи такие черты, как обобщенность, точность и логичность?

  • А) разговорный
  • Б) научный
  • В) публицистический
  • Г) официально-деловой

12. Текст – это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Что не является основным признаком текста?

  • А) завершённость
  • Б) связность
  • В) стилевое единство
  • Г) наличие прямой речи

13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Миллионы людей по всему миру любят начинать свое утро с чашечки горячего кофе: его аромат, вкус и бодрящий эффект сделали этот напиток неотъемлемой частью современной жизни и нашей культуры.

  • А) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
  • Б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • В) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • Г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чем говорится в первой части.

14. Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит?
В самом деле, великие наши наставники, такие как Мишле или Фюстель де Куланж, уже давно научили нас это понимать: предметом истории является человек. Скажем точнее — люди. Науке о разнообразном больше подходит не единственное число, благоприятное для абстракции, а множественное, являющееся грамматическим выражением относительности. За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча.

  • А) научный
  • Б) публицистический
  • В) официально-деловой
  • Г) художественный

15. Какой частью речи выражено подлежащее в этом предложении: В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М. Лермонтов)?

  • А) числительным
  • Б) существительным
  • В) местоимением
  • Г) синтаксически цельным словосочетанием

16. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены): [ безличное ] , и [ безличное ]

  • А) Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
  • Б) Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
  • В) Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В романе «Игрок» (1) действие (2) которого (3) разворачивается в Западной Европе (4) исключительно сильны автобиографические мотивы.

  • А) 1,2,3
  • Б) 1,2
  • В) 1,3
  • Г) 1,4

18. Какое предложение называется сложноподчинённым?

  • А) Сложное предложение, в котором простые  предложения связаны сочинительными союзами.
  • Б) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами. 
  • В) Сложное предложение, в котором простые  предложения связаны интонацией.

19. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом?

  • А) Через некоторое время Грибоедов, вернувшись в Персию, принял активное участие в дипломатическом давлении на шаха, который не стремился выполнять условия мира.
  • Б) Чацкий временами начинает сильно походить на собственное кривое зеркало, на Репетилова, который будет введен автором в пьесу в самом конце.
  • В) Фамусов в курсе всех интриг, которые происходят в его особняке, однако не спешит их раскрывать и принимать поспешные решения.
  • Г) Молчалин попадает в безвыходное положение, которое делает его заложником собственных принципов жизни.

Районная олимпиада по русскому языку (9 класс) - ответы

Номер заданияПравильный ответ
1 В
2 Б
3 Б
4 А
5 В
6 ВГ
7 А
8 В
9 Г
10 Б
11 Б
12 Г
13 В
14 Б
15 Г
16 А
17 Г
18 Б
19 Б