Школьная олимпиада по истории России 10 класс

Школьная олимпиада проходила в январе 2016 года, в ней приняло участие 6626 школьников с разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья, и 173 из них стали финалистами.

Данные материалы предлагаются учителям истории России и родителям учащихся. Они могут быть использованы на уроках по истории России для 10 класса и во внеурочной деятельности.

Представленные на этой странице задания помогают проверить не только знания учебного материала, но и повторить знания и повысить познавательный интерес к предмету. Работа содержит правильные ответы и критерии оценивания.

1. Прочтите отрывок из произведения В. О. Ключевского и определите, о ком идет речь.«Он родился … в крестьянской среде, при помощи своей грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашество, закалил себя … способностью сильно влиять на людей, приобрел неограниченное доверие царя, довольно быстро достиг сана митрополита новгородского, и, наконец, в 47 лет от роду стал всероссийским патриархом».

  • А) Иов
  • Б) Филарет
  • В) Макарий
  • Г) Никон

2. Когда был подписан Манифест об отмене крепостного права?

  • А) 19 февраля 1861
  • Б) 19 февраля 1857
  • В) 1 февраля 1861
  • Г) 1 февраля 1857

3. Прочитайте отрывок из книги историка В. О. Ключевского и определите имя князя, о котором идет речь.«От всей фигуры (…) веет чем-то новым, но едва ли эта новизна была добрая. Князь … был суровый и своенравный хозяин, который во всем поступал по-своему, а не по старине и обычаям. Это был настоящий северный князь…, впервые отделил старшинство от места, заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской области и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда».

  • А) Юрий Долгорукий
  • Б) Всеволод Большое Гнездо
  • В) Андрей Боголюбский
  • Г) Владимир Мономах

4. Представители общественной мысли 1840—1850-х гг., признававшие самобытность исторического пути России, выступавшие против ее европеизации, назывались

  • А) Раскольниками
  • Б) Западниками
  • В) Славянофилами
  • Г) Социалистами-утопистами

5. Дайте определение термину либерализм:

  • А) Общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод, которые отстаивают приоритет прав человека и ограничение вмешательства государства в жизнь человека.
  • Б) Политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления.
  • В) Течение, сторонники которого отстаивали идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни.
  • Г) Учение, в котором в качестве цели выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, установление общественной собственности на средства производства.

6. Кто НЕ был сторонником революционного радикализма?

  • А) А. Герцен          
  • Б) С. Уваров
  • В) Н. Огарёв
  • Г) Н. Чернышевский

7. Чем прославился С. И. Дежнев?

  • А) Открыл протоки в районе Азова
  • Б) Совершил экспедицию на Кавказ
  • В) Исследовал Карельский перешеек   
  • Г) Открыл пролив между Азией и Америкой

8. Древнейшим из известных произведений русской литературы является

  • А) «Повесть временных лет»
  • Б) «Русская правда»
  • В) «Слово о Законе и Благодати»
  • Г) «Житие преподобного Феодосия Печерского»

9. Каковы хронологические рамки правления Павла I?

  • А) 1796-1801
  • Б) 1795-1801
  • В) 1796-1802
  • Г) 1793-1803

10. О ком идет речь в тексте?
В 1221 стал княжить на Волыни и к 1229 завершил объединение волынских земель. В 1238 овладел Галичем, передав Волынь брату, а затем занял Киев. Ведя упорную борьбу против княжеских распрей, засилья бояр и духовных феодалов, опирался на мелких служилых людей и городское население. Он содействовал развитию городов, привлекая туда ремесленников и купцов. При нём были построены Холм, Львов, Угровеск, обновлён Дорогичин. После вторжения монголо-татарских завоевателей в Юго-Западную Русь (1240) предпринимал энергичные меры для предотвращения новых вторжений, а также против усилившейся агрессии венгерских и польских феодалов. Рассчитывая на западных союзников для противостояния Орде согласился принять от папской курии в 1254 королевский титул. Но в планы Рима входило лишь использовать Галицию как щит Запада. Не дождавшись реальной помощи, князь принял в конце 50-х гг. XIII в. в своих землях ордынского полководца Бурундая и поддержал его против бывших союзников. В целом время его княжения было периодом наибольшего экономического и культурного подъёма и политического усиления Галицко-Волынской Руси.

  • А) Мстислав Изяславич   
  • Б) Мстислав Романович
  • В) Даниил Романович                     
  • Г) Василько Романович

11. Этот великий русский композитор обладал совершенным музыкальным слухом и стал первым русским композитором-классиком. В 1844 году он писал из Парижа своим родным: «Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своими произведениями, написанными в России и для России».
Кто этот композитор?

  • А) П. Чайковский
  • Б) М. Глинка
  • В) Н. Римский-Корсаков
  • Г) М. Мусоргский

12. Какие земли получала Россия по условиям Ништадского мирного договора?

  • А) Лифляндия                      
  • Б) Эстляндия
  • В) Финляндия      
  • Г)  Бессарабия

13. Первое этнографическое и географическое описание Камчатки было составлено

  • А) Е. Хабаровым
  • Б) В. Поярковым
  • В) С. Дежневым
  • Г) В. Атласовым

14. В ходе церковной реформы Петр I

  • А) Упразднил патриаршество
  • Б) Провел полную конфискацию церковных земельных владений
  • В) Отделил церковь от государства
  • Г) Изменил летоисчисление

15. О ком идет речь в тексте?

"...Замечательные предки, обширные родственные связи, в том числе и с угасшей династией, давали ему большие преимущества по сравнению с другими кандидатами.
Взойдя на престол, в официальных документах он стал именовать себя внуком Ивана Грозного, как бы уверяя всех, что является продолжателем династии московских князей.
Для знати при его дворе не могло произойти каких-либо кардинальных изменений, поскольку он был связан родственными узами и с Ф. И. Мстиславским, и с Ф. И. Шереметевым, и с Черкасскими, и с Морозовыми-Салтыковыми, и со многими другими наиболее знатными вельможами...
Для простых людей он был симпатичен тем, что с детских лет терпел лишения, голодал, был разлучён с родителями, поскольку Борис Годунов объявил его уже в 4 года государственным преступником и отправил в Белозерскую тюрьму..."

  • А) Михаил Романов
  • Б) Федор Романов
  • В) Лжедмитрий I
  • Г) Лжедмитрий II

16. Дайте определение термину неф.

  • А) Прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей, имеющих самостоятельные перекрытия.
  • Б) Характерный для древнерусского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине.
  • В) Вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
  • Г) Живопись по специально подготовленной влажной штукатурке, одна из техник стенных росписей.

Школьная олимпиада по истории России (10 класс) - ответы

Номер заданияПравильный ответ
1 Г
2 А
3 В
4 В
5 А
6 Б
7 Г
8 В
9 А
10 В
11 Б
12 АБ
13 Г
14 А
15 А
16 В